Translate this blog

вторник, 21 октября 2014 г.

Финляндия- моя несбывшаяся мечта или о жизни в этой стране

Наверное, тема "путешествия" станет одной из главных моих тем в этом блоге, но пока я в ожидании начала учебы, то решила поделиться своим опытом, ведь отчасти именно любовь к путешествиям и привела меня к тому, что я захотела стать бортпроводником.

Я хочу рассказать о Финляндии, потому что на протяжении многих лет это была моя любимая страна. Еще до того, как я впервые туда поехала,  я начала учить финский язык. За 7 лет я побывала почти во всех крупных городах: Helsinki, Turku, Lahti, Seinäjoki, Savonlinna, Oulu, Tampere, Joensuu, Porvoo, не говоря уже о маленьких пригородах, которые считать не стоит. 


Изначально это были туристические поездки, затем учебные стажировки, следом последовали couchsurfing, посещение друзей и проживание в финской семье ( я работала au pair, или попросту «няня») и, наконец 1,5 года я провстречалась с финном. Конечно, постоянно в стране я не жила, а ездила туда -сюда, но тем не менее огромное количество времени я провела по ту сторону финкого залива, поэтому и страну, и культуру смогла узнать довольно хорошо.

Поначалу кажется, что между нами и финнами очень много общего.
Однако, узнав нацию поближе, оказывается, что это вовсе не так. Много лет я просто спала и видела свой переезд в Финляндию, но со временем пришло осознание, что смириться со многими вещами я так и не смогу.

-Внешность, шоппинг и времяпровождение.

Начнем с того, что я постоянно чувствовала себя белой вороной. Я из тех "стереотипных" русских девушек, что любят платья, юбки, каблуки, макияж и аккуратные прически. В Финляндии понятие о привлекательной внешности  другое.
Помню когда-то давно по интернету гуляла статья "уличная мода финнов", тогда еще меня постоянно спрашивали, "А правда ли, что там так?.." Правда. Если кому интересно вот ссылка с фотографиями: http://oppps.ru/ulichnaya-moda-finlyandii.html
Самовыражение это конечно хорошо, но в итоге выделялись не они, а именно я, у которой нет пирсинга на лице, а цвет волос не приближен к цветам  радуги.

Одежду я себе тоже не могла подобрать.. Все очень странное и явные проблемы с размерами.. В S-ку я часто могла завернуться два раза.. Пару вещей я правда себе купила, например, очень классную юбку. (покупать ее мне было стыдно, потому что это было в детском отделе.) Вообщем привычных торговых центров и наших магазинов мне очень и очень не хватало. Добавим к этому раннее закрытие магазинов и их не работа по праздникам и выходным, и это стало для меня серьезным пунктом чтобы задуматься. Единственное, что работает допоздна- так это бары. Мне, как человеку, который такие заведения не очень любит, было скучно.

-Дружба, отношения и помощь людям.

Так уж случилось, что две из моих 4-х лучших подруг живут заграницей. Одна в Финляндии, вторая в Америке. Когда обе приезжают сюда, у нас начинаются вечные споры:
-Я заплачу
-Да ну брось, я заплачу, давно не виделись, почему я не могу угостить тебя?

И так всегда. 
В Финляндии такого не встретишь. Многие вещи для меня были не просто "разница в культуре", а то, что вызывало у меня шок.

Я встречалась с финном, и иногда мы проводили время с его хорошими друзьями: финская пара- парень и девушка. Вот нас приглашают в гости, а затем говорят "Вы тут посидите пока в гостиной, мы ужин готовим, сейчас доделаем, потом нам надо поесть и затем придем".  Вернулись они где-то через  час. Все это время мы сидели в комнате, слышали запах вкусной еды и пили свой принесенный алкоголь. Потому что напитки всегда надо приносить свои. Бутылки, кстати, обычно тоже забирают с собой, потому что их можно сдать. Для меня это дико, я не понимаю КАК гостям можно не предложить еду (это же банально вежливость!)

И так на каждой вечеринке. Кто принес свою еду и напитки, то ест и пьет, кто без всего, то ему ничего не перепадет. Вот так люди живут, и им это не кажется ненормальным. Кстати, если финнов угощаешь- они не отказываются. За сигарету, например, могут предложить деньги, центов 20 и очень удивляются, когда ты не берешь.

А вот когда мой мч был в Москве и мы пошли на день рождение моей подруги, то он был в полном восторге. Это был обычный день рождения с кучей еды, играми, алкоголем и прекрасной атмосферой. То есть в теории финнам нравится все русское, но перенимать эти качества себе они не хотят.

Европейские феминистки добились своего равноправия и должны быть счастливы. Но мне жизнь с финном малиной не показалась. Платить я должна была всегда ровно половину. Да, и на  свиданиях тоже. Один раз мне только оплатили ужин и потом причитали, что 30 евро это очень дорого и больше мы туда не пойдем. Если домой продукты покупал мч, то потом я все же должна была отдать половину. Сейчас я, кстати, задумалась, а почему я отдавала половину, ела то я немного меньше, чем он? =)) И зарплата моя была гораздо меньше, плюс я тратила деньги на билеты. И на проездные тоже. А мне ни разу в баре даже не купили сок. Я же даже алкоголь не пью, но нет, правило есть правило и каждый платит за себя.

Еще я как-то раз заболела. Причем мне очень срочно нужен был врач. Такие расходы я не планировала, и то ли у меня не хватало денег, то ли их было впритык… Вообщем мне их добавили, но потом с чистой совестью забрали обратно, как только мне перевели их на карту родители. Я кстати из намного бедной семьи и была студенткой, а ему было 29 лет, то есть позволить он себе мог многие вещи. В моем понимании когда твоя любимая девушка сильно болеет- нужно не задумываясь оплатить ей лечение. И какая вообще речь о деньгах, когда дорогому тебе человеку плохо. Тем более сумма-то была по сути смешная. Но нет, болела то Я, проблема это была МОЯ, и платили за меня МОИ родители, находящиеся за 1000 километров.
Свадьбу мы кстати тоже обсуждали. После нее обеспечивать я себя должна была точно так же.  

-Теперь про больную тему.

У нас в семье всегда принято дарить хорошие подарки на большие праздники (новый год, день рождение). Мои родители хотели произвести хорошее впечатление, поэтому его семье дарили гжель, расписанную золотом, красивый павлопосадский платок его маме.. я тоже старалась подарить что-то нужное. Но вот подарок, который достался мне от любимого на Рождество, стал для меня последней каплей. От его родителей я получила завернутую в бумажку и перевязанную ленточкой  (!) шоколадку. За 2,5 евро между прочим. Мч был более щедр, мне досталось полотенце.  (Если кому интересно, то махровое. Большое. )

Девушки, подумайте 10 раз хотите ли вы встречаться с иностранцами... Потому что в России отношение к девушкам совсем другое.  Никаких цветов, ухаживаний вы не получите. И про "почувствовать себя женщиной" (рядом со скандинавами так точно) можно забыть. Для меня это было важно и смириться я не смогла. Кстати, когда мы расстались, меня назвали меркантильной с*кой и что в жизни мне нужны исключительно деньги. Можно говорить, что все люди разные, но тем не менее  это то, что замечала не только я, но и все мои друзья- знакомые.

-Home Sweet Home

Ещё мне ужасно не нравились финские дома и квартиры. Я была во многих, и не нравилось мне везде. Белые стены. У людей дома белые стены. Выглядит крайне убого, и вызывает чувство, что ты в больнице. Никакого уюта люди себе создать не пытаются. А еще в квартирах нет книжных шкафов. Тут вообщем-то без комментариев, ведь проблема лежит намного глубже.

-Отношение к религии. Еще один пункт, который я не понимаю.

В Финляндии ты либо принадлежишь церкви, либо нет. Тогда ты можешь в нее ходить, исповедоваться, жениться в церкви и т.п. Вступить в церковь легко, заходишь на сайт и нажимаешь на кнопку. Выходишь из нее, кстати, так же. В год необходимо платить определенную сумму (она не большая, но все же). Все это привело к тому, что к церкви отношение стало предвзятое, верующих людей осталось очень мало, из молодых я вообще никого не встречала. Финны очень удивляются, узнав, что я верующая и даже хожу в церковь. Поэтому и тут меня не обошли стороной много колкостей..

-Итог

У меня был реальный шанс построить свою жизнь в Финляндии. И слава богу, что я вовремя осознала, что мне там не место. В общей сложности 7 лет бесчисленных и долгих поездок, чтобы это понять.
Теперь я очень полюбила свою страну и культуру. Заново влюбилась в Москву, она безумно красивая. Мне нравятся здесь люди и та человечность, что в них есть. Я всегда знаю, что мне помогут. Я полюбила дом- это самое главное. То откуда я, какая я и что меня сделало такой.
Я никогда не смогу сидеть на одном месте, потому что мне нужно движение и постоянные поездки, поэтому я и выбрала работу стюардессой. Чтобы постоянно бывать где-то, но всегда возвращаться домой.
Наверное самый сложный рейс на работе для меня будет "Москва -Хельсинки", ведь там, в этой маленькой стране, навсегда будет частичка меня….Но у меня больше нет желания когда-то туда приехать для того, чтобы остаться уже навсегда.

Сейчас очень много людей хотят переехать за границу, потому что считают, что там лучше. Что вас там привлекает? Вы уверены, что вы сможете смириться с разницей в менталитете?.. Расскажите в комментарии, что вас тянет туда, где вы не родились? В какую страну вы хотели бы переехать? и почему вы не хотите добиться того же здесь, на родине?

10 комментариев :

  1. у тебя очень интересный блог! Умничка:) продолжай в том же духе!))

    ОтветитьУдалить
  2. Ой нет,я бы с таким человек не смогла бы. И опять же как же гостям хотя бы бутиков не предложить, просто дико)))
    Я ф Финке была только в приграничных городах, но в ноябре в Хельсинки на пару дней поеду.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот так, это нам дико, а для них это норма..)) Расскажите потом о своей поездке, особенно если удастся пообщаться близко с финнами. Нет, там, конечно, тоже бывают исключения, все люди разные.. Но мне всегда встречался только такой типаж.

      Удалить
  3. Побывав в Италии, я влюбилась в неё....эх)

    ОтветитьУдалить
  4. Та же проблема (а может и не проблема?) Чем дольше живу за границей, тем больше начинаю любить дом. Лет, эдак, в 17-18, до отъезда на учебу в Ирландию, я безапелляционно заявляла, что никогда не буду жить в России. Сейчас я уже не так уверена. Теперь хочу жить поближе к дому, правда до мысли жить в России пока еще не прогрессировала. Но я поняла, что аходиться все время в чужой стране тяжело, нужна подзарядка домом:) Что до отношений между людьми, согласна. Они здесь действительно другие (ну или странные). Люди здесь эдакие независимые индивидуалисты. И живя здесь я начала немного перенимать эту странность (к своему удивлению и расстройству мамы). Прийти на день рождения без подарка стало нормой (после нескольких неудачных попыток ввести традицию обмена подарками). Тем не менее некоторые привычки невозможно искоренить никогда. Никогда не смогу принимать гостей, не накормив их до отвала, или же не помочь другу в беде. Все-таки широкая русская душа всегда остается частью нашего я.
    И вообще кажется, что дружат здесь люди тоже по-другому. Нет между людьми близких, доверительных отношений. Дружбой здесь называется совместное шатание по барам, но не родство душ и взаимопомощь.
    Насчет парней. За эти пару лет я пару раз ходила на свидания и единственный раз, когда парень не пытался заплатить за меня, было свидание с украинцем (но я думаю, что он просто такой человек). А так, я обычно плачу за себя сама. Не из феминистских соображений, а из-за того что встречаюсь с такими же студентами, как и я. А с деньгами у всех студентов напряжно. Но европейки действительно более независимые и требующие к себе равного отношения. Наверное поэтому многие европейцы-мужчины так активно интересуются девушками-азиатками в последнее время (в английском это называется yellow fever)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы прям пишете моими словами..Я раньше тоже твердо была убеждена, что "из России надо валить". В итоге поскиталась и поняла, что в России-то тоже есть жизнь, причем не хуже, если хорошо зарабатывать.
      Даже добавить нечего=) Спасибо, что поделились своим опытом!

      Удалить
  5. Понимаю, что это было написано 2 года назад, но такие темы обычно не имеют 'expiration date', поэтому напишу.

    Года три подряд на каждые выходные я ездила из Питера в Куоволу. Работала в аэропорту, дико уставала от людей, а там была идеальная тишина. Я мечтала жить в Финляндии. Я тащилась от того, как там чисто, уютно, люди скромно живут себе и никого не трогают. Моя мечта сбылась. Я стала личным ассистентом финна (пассажир он был наш очень частый, и невероятный милашка). Он "старых правил", полностью обеспечивает свою русскую гражданскую жену, но речь не о нем. Первый раз, когда я приехала в его квартиру в Хельсинки я мягко (!) говоря офигела: грязь была несусветная. У него куча денег. Платить домработнице - не проблема. Грязь- это нормально, как оказалось. Грязь в машине его. Грязь в машинах и квартирах всех его родственников, друзей, детей и всех финнов, с которыми я встречалась. Что значит "грязь"? это когда заходишь в уборную руки помыть, и первым делом берешь любое чистящее средство и моешь раковину и смеситель, потому что мерзко невероятно. Но им - нормально.
    Сейчас начальника живет вместе с сестрой, в одной квартире. Ну так им удобно. Он часто путешествует, и бывает накупит еды (или я накуплю ему), улетит...и еда тухнет в холодильнике. Сестра даже не подумает её съесть пока она нормальная, или выкинуть, когда уже вонь стоит и плесень покрыла все. Это дико. Это нелогично, нечеловечно.
    Ну и естественно плюс все то, что вы описали. Я до сих пор катаюсь в Финляндию, но уже только по работе и с огромным отвращением, и рада за вас, что вы там не остались. На тему России: я за последние 3 года, работая на этого финна, пожила и пообщалась с местными в ОАЭ, в Латвии, Чехии, Германии + давно ещё в США жила долго. Так вот: нет места лучше России для русского человека. Нам всем нужно перестать плевать в колодец, из которого пьём, и радоваться, что мы- не Европа. После Латвии я вообще плевалась очень долго. Там такая "Европа", что в нашем Челябинске дороги лучше, чище, а про душевность людей я вообще молчу.

    PS Я без малейшего понятия как наткнулась сегодня на ваш блог, но очень интересно. Если интересно, про Эмирейтс, где я 2.5 года работала, как- нибудь могу рассказать тоже). Всего хорошего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово что у Вас такой замечательный и огромный опыт жизни за пределами России!
      Я уже третий наверное год подумываю об эмирейтс, ходила один раз на АД но не прошла ( жду следующий.
      Было бы очень интересно Вас послушать.
      У Вас есть блог, ютюб канал?
      Вы есть вк/ инста?)

      Удалить
  6. А мне всегда нравилась идея раздельного бюджета и даже стола в семье. И когда мужчина за меня платит где-то, мне ужасно неловко, как будто он меня покупает. И ещё я терпеть не могу делиться тем, что я ем. Я купила то, что мне нравится, купи себе сам то, что ты любишь!
    В Финке ни разу не была, но с финскими мужчинами в интернете общалась. По понятным причинам не было обсуждений финансовой темы, но в целом, как мне показалось, люди они достаточно тёплые, эмоциональные, культурные, щедры на комплименты и стараются увидеть в тебе лучшее. Наши же сразу задирают нос и колют глаза: не так стоишь, не так глядишь, молчи, женщина, и в выражениях при этом не стесняются.
    В-общем, учу язык...

    ОтветитьУдалить